Сенсорная интеграция – это процесс обработки информации, которая поступает в мозг со всех органов чувств, а затем нервная система интерпретирует их и выдает адекватную обратную реакцию.
Помимо того, что мы обрабатываем, структурируем информацию и выдаем определенный «ответ» для того, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности, процесс сенсорной интеграции нужен нам для развития и обучения. Также сенсорная интеграция принимает участие в развитии саморегуляции, комфорта в окружающей среде, моторного планирования, моторных навыков, внимания.
При нарушениях сенсорной интеграции у ребенка, у родителя часто возникает ощущение, что ребенок делает/ не делает что-то специально, что он не слушается, ленится, плохо удерживает внимание. На самом деле, он может просто «не слышать» родителя, педагога, потому что полностью сосредоточен на бирочке на своей кофточке (и мозг ребенка не может определить, какой раздражитель главный, а какой второстепенный). Или привычные ощущения каждый раз интерпретируются как новые и незнакомые. Ребенок демонстрирует гиперчувствительность к, казалось бы, обычным стимулам, но при этом гипочувствителен в ситуации опасности и т.д.
Сенсорная интеграция помогает преодолеть следующие трудности:
- чрезмерная или недостаточная чувствительность органов чувств;
- гиперактивность и гипоактивность;
- расстройство мышечного тонуса;
- нарушения мелкой и крупной моторик;
- нарушения концентрации внимания и чрезмерная импульсивность;
- проблемы с социальной адаптацией;
- задержка развития ребёнка;
- недостаточный самоконтроль.
Занятия проходят в специально оснащённой сенсорной комнате в игровой форме.
При этом, основываясь на знаниях об особенностях работы сенсорной системы, педагог все время меняет интенсивность и сложность заданий, помогает ребенку формировать адаптивные ответы все более и более сложных уровней.
В ходе занятия педагог помогает ребенку «насытиться» необходимым сенсорным опытом и получить новый.
Ещё одна из задач специалиста - это создать безопасную и позитивную атмосферу, в которой, получение новых ощущений не будет страшить ребенка, а будет стимулировать желание к экспериментам!