Методики

 

Нейропсихологическая коррекцияНейропсихологическая диагностикаНЕЙРОСАДИККраски радугиСоциально-психологическая адаптацияСО-ТВОРЕНИЕСенсорная интеграцияМетодика БереславскогоИнтерактивный метрономЛогопедический массаж

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

— снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
— нарушение мыслительной деятельности;
— снижение функции внимания и памяти;
— несформированность пространственных представлений;
— недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии. Один курс коррекционных занятий (услуги нейропсихолога) состоит в среднем из 15-20 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Количество курсов (в среднем от одного до трех) назначается, исходя из результатов диагностики. Продолжительность занятия составляет 60-80 минут. Это время может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. Форма проведения занятий – индивидуальная или диада (совместное занятие двух детей), в мини-группе (3-4 чел.). В рамках нейропсихологической коррекции предусмотрено выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций ведущего специалиста. В целом нейропсихологическая диагностика и коррекция детей не только позволяет ребенку эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.
Нейропсихологические коррекционные программы для детей c 3 до 15 лет:

  • Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте.
  • Школьная неуспеваемость: диагностика причин, работа над ошибками.
  • Пишу без ошибок – русский язык с нейропсихологом.
  • Чтение с увлечением – советы нейропсихолога.
  • Изучаем пространство – лево, право, советы нейропсихолога.
  • Развиваем память – советы нейропсихолога.
  • Развиваем внимание – советы нейропсихолога.
  • Развиваем мышление – советы нейропсихолога.

Что такое нейропсихологическая диагностика?
Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения), созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные психологами для детского возраста.
Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку с 3 до 15 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция детей поможет им преодолеть эти трудности.
Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования детский нейропсихолог делает четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе.

По итогам обследования проводится консультация с родителем, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики, даются общие рекомендации и намечается курс коррекционной работы (нейропсихологической коррекции) с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка. Весь процесс (диагностика и консультация) длится 1-1,5 часа.
Левшата в школе и дома – диагностика и советы нейропсихолога.

Трехчасовая программа интенсивного развития интеллекта, высших психических функций, творческих способностей, адаптивных функций.

Программа включает: Развитие интеллекта по методу Л. Береславского

Цель занятий:

  • формирование самостоятельного, гибкого, рационального мышления;
  • своевременное активное развитие и коррекция внимания, логического и абстрактного мышления, речи, воображения, счета;
  • развитие математических способностей и навыков для успешного обучения в школе;
  • повышение интереса к процессу обучения, формирование мотивации и интеллектуальной деятельности в будущем.

С помощью методики

  • Вы легко сможете : развить природные способности ребенка, улучшить его внимание, подготовить к школе, привить интерес к учебе.
  • Научить ребенка : логически мыслить, правильно оценивать ситуацию, принимать верные решения, добиваться успеха.

 

Детская нейройога:
Нейройога поможет Вашему ребенку развить интеллектуальную и эмоционально-коммуникативную сферу, улучшить мелкую и общую моторику, координацию движений, улучшить общее состояние. Методика способствует выявлению имеющихся резервов мозга, а значит, более гармоничному развитию организма в целом.

Методики раннего развития
Программа способствует развитию у малышей психических процессов, внимания, памяти, речи, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, знакомству с окружающим миром.

Творческая мастерская
Программа включает разноплановые направления для всестороннего развития детей: аппликация, лепка, ИЗО-деятельность, поделки из соленого теста и других материалов, оригами.

На интересных и познавательных занятиях уделяется внимание развитию воображения и творческих способностей малышей, коммуникативных навыков и расширению кругозора.

Занятия в мини-группах ведут опытные и профессиональные педагоги. Весь развивающий и методический материал для вашего ребенка предоставляется нашим Центром.


Коррекционно — развивающая программа по художественному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 10 лет «Краски радуги»

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная.

Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.

Занятия в мини-группах ведут опытные и профессиональные педагоги. Весь развивающий и методический материал для вашего ребенка предоставляется нашим Центром.

Трехчасовая программа «Социально-психологическая адаптация семьи к детскому саду»

В современном мире мы давно осознали необходимость готовить ребенка к новым этапам жизни. Подготовка к детскому саду — это знакомство с новыми требованиями, новой ситуацией, новыми видами деятельности. Зачастую, психоэмоцианальное состояние ребенка при переходе от одной социальной роли к другой, оставляет желать лучшего.

Центр логопедии и нейропсихологии предлагает программу «Социально психологическая адаптация семьи к детскому саду».

Цель программы- подготовить ребенка и родителей к требованиям и условиям пребывания ребенка в коллективе, развитие у ребенка коммуникативности.

В ходе работы наших специалистов Вы получите:

Родители

  • рекомендации по режиму дня;
  • обучение родителей навыкам развития речи у ребенка в домашних условиях;
  • обучение родителей навыкам интеллектуальных способностей ребенка;
  • обучение родителей психологической грамоте по взаимоотношениям с ребенком;
  • индивидуальные консультации по запросам родителей;
  • психологическую подготовку родителей к новому этапу взросления ребенка;
  • возможность узнать, о поведении ребенка в отсутствие родителей.

 

Ребенок

  • бытовые навыки по самообслуживанию;
  • дисциплинарные навыки;
  • навыки поведения в коллективе;
  • развитие памяти, внимания, мышления, логического мышления;
  • физическое развитие;
  • основы математики;
  • развитие динамического слуха;
  • готовность к требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду;
  • психологическую помощь в преодолении уже сформировавшихся негативных психологических
  • проявлений (страх незнакомого места, новых людей и т.д.)
  • навыки и знания в соответствии с возрастными нормами;
  • развитие творческого мышления.

Основы метода Е.В. Максимовой

Известный детский психолог Е.В. Максимова разработала методику «Со-творение» для коррекционной работы с особенными детьми. В основе авторского метода лежит теория построения движений советского врача Николая Бернштейна. Учёный полагал, что физические нарушения человека (мышечные спазмы, проблемы с суставами и позвоночником) напрямую связаны с нестабильностью психики.
Елена Максимова продолжила развивать теорию и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.
Почему важно развивать чувствительность тела

У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль от удара или падения, у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек». Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве. Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.
При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности, ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность, чтобы себя найти, себя почувствовать. Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания. При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием. Такие нарушения легко диагностируются по рисункам детей. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.
У маленьких детей с РАС нарушение кожно-мышечной чувствительности приводит к проблемам в период приучения к горшку. Ребёнок просто не ощущает естественные потребности. А родители, не зная истинную причину такого поведения, продолжают настаивать и повторять бессмысленные попытки научить вовремя ходить в туалет.
Показания к телесной терапии

На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные. И крайне важно начинать работу с мышечной чувствительностью именно в раннем возрасте. В первую очередь, у детей с особенностями развития. Именно на таких деток ориентирована телесная терапия по методу «Со-творение» Е. Максимовой.

К показаниям относят:

  • расстройства аутистического спектра
  • различные речевые нарушения
  • задержка физического, психического развития
  • ДЦП
  • неврологические расстройства
  • энурез
  • тревожный сон
  • боязливость, неврозы
  • гиперактивность и т.д.

 

Как проходят занятия

Во время занятий специалист находит зоны кожно-мышечной чувствительности. И при помощи специальных упражнений и воздействий на эти зоны, учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок научается понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими.
Метод Максимовой со стороны это выглядит как весёлые «обнимашки» и «похлопушки». На самом деле каждый этап работы выстроен в соответствии с определёнными уровнями построения движений, описанными Н.А. Бернштейном.
Работа по методике Е. Максимовой предполагает совместные усилия специалиста и родителей ребенка. А еще работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников. В процессе улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга. Параллельно специалист обучает родителей навыкам и правилам методики Е.В. Максимовой, ведь далее такая терапия продолжается дома.
Эффективность занятий

В результате занятий у детей наблюдаются значительные изменения в состоянии:

  • Изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
  • уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
  • уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии;
  • уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
  • толчок в развитии речи;
  • улучшение познавательных способностей;
  • улучшение координации и моторики.
Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». Э.Джин Айрес

Несмотря на то, что термин «Сенсорная интеграция» уже разменял не первый десяток, и терапия по этому методу развивается с начала 70-х годов прошлого столетья, все равно часто видишь непонимание в глазах родителей, когда предлагаешь внести в занятия элементы этого вида коррекции.
Так что же такое – Сенсорная интеграция? И почему она так важна в коррекционной работе с детьми и взрослыми?
В книге «Строим мостики» (http://neurocorrection.com.ua/item/184-serija-ravnovesie), буквально на первых страницах, находим очень удачную метафору-определение: «Представьте себя за городом. Вы стоите на пристани, собираетесь отправиться на прогулку в каноэ. Вы опускаете ногу в каноэ, и как только вы начинаете заходить, лодка покачивается. Автоматически вы подстраиваете положение своего тела для удержания равновесия и медленно садитесь, располагаясь посередине сидения. Это сенсорная интеграция…»
То есть, сенсорная интеграция – это способность обрабатывать и структурировать весь тот массив информации, что поступает в наш мозг со всех наших органов чувств. И ко всему это еще и адекватная обратная реакция нашего организма на изменения, требования и ситуации в окружающей среде.
Зачем нашему организму сенсорная интеграция?

Помимо того, что мы обрабатываем, структурируем информацию и выдаем определенный «ответ» для того, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности, процесс сенсорной интеграции нужен нам для развития и обучения. Также сенсорная интеграция принимает участие в развитии саморегуляции, комфорта в окружающей среде, моторного планирования, моторных навыков, внимания.
Как происходит сенсорная интеграция?

В первую очередь наш организм узнает о сенсорном событии, и называется это – сенсорная регистрация. У каждого из нас индивидуальные пороги чувствительности, а значит и интенсивность той или иной информации должна быть разной, чтобы мы ее «заметили». Конечно же на нашу чувствительность будут влиять и переменные факторы: уровень физической активности, уровень здоровья, время суток, индивидуальное состояние и т.д.
На следующем этапе происходит сенсорная модуляция, важный процесс, благодаря которому мы определяем, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно проигнорировать. Например, при нарушении сенсорной интеграции мозгу может быть сложно определить, на что стоит обратить внимание: на голос учителя или скрип карандаша соседа по парте.
На третьем этапе происходит интерпретация – объяснение сенсорной информации. Данный процесс помогает нам выбирать, на что реагировать, а что игнорировать, и есть ли угроза для нас. Во время интерпретирования мы сравниваем полученные ощущения с предыдущим опытом.
После этого происходит организация ответной реакции: собственно наш мозг принимает решение – нужен ли ответ на сенсорный стимул, и выбирает вариант этого ответа.
Ну а после, уже происходит этап – осуществления ответной реакции, или адаптивный ответ. Адаптивный ответ – это реакция человека на то, что происходит с его телом или в окружающем мире. Каждый адаптивный ответ рождает новые ощущения и способствует их интеграции.
При нарушениях сенсорной интеграции можем наблюдать трудности, как в целом, так и на каждом конкретном этапе. Конечно же, у взрослых часто возникает ощущение, что ребенок делает/ не делает что-то специально, что он непослушный, невнимательный, ленивый и т.д. А по факту, он может просто «не слышать» учителя, так как полностью сосредоточен на бирочке на своем свитере (а его мозг не может определить, что главное, а что второстепенное). Или привычные ощущения каждый раз интерпретируются как новые и незнакомые. Ребенок демонстрирует гиперчувствительность к, казалось бы, обычным стимулам, но при этом гипочувствителен в ситуации опасности и т.д., и т.д.
Теория сенсорной интеграции описывает все сенсорные системы, но фокусируется, в основном, на вестибулярной, тактильной и проприоцептивной системах. Скажем несколько слов об этом.
Тактильная система обеспечивает нас с вами ощущениями от прикосновений. Пожалуй, это первая сенсорная система, которая начинает работать у человека. Так как, «включается» она еще в утробе матери. Обратная связь, которую мы получаем от тактильной системы используется для развития представления о собственном теле и для моторного планирования. Какую бы ежедневную активность мы не взяли (от чистки зубов до выполнения специальных операций), ее выполнение будет зависеть от качества функционирования тактильной системы.
При тактильной дисфункции ребенок может быть гипер- или гипочувствителен. Например, он может спокойно прикасаться к любым поверхностям, но при этом не переносить прикосновения к себе. Его реакции мы будем наблюдать в виде внешних проявлений: повышенной тревожности, агрессии, нежелании участвовать в совместных делах (дома и в школе) и т.д., что взрослыми будет, скорее всего, восприниматься как негативное поведение.
Вестибулярная система обеспечивает нас информацией о движении, гравитации и изменении положения головы. Именно благодаря ей, мы понимаем движемся мы или неподвижны, она сообщает нам скорость и направление движения, она стабилизирует наши глаза во время движения и именно вестибулярная система сообщает нам статичны ли объекты вокруг нас. Горизонтально или вертикально находится наше тело в конкретный момент времени – это тоже сообщает вестибулярная система. И ведь вам даже не надо смотреть при этом, вы это чувствуете! Естественно, при такой колоссальной важности данной системы, ее дисфункция сильно отражается на уверенности, чувствительности и поведении ребенка. Такие дети могут всячески избегать любого изменения высоты (даже подъема по лестнице!). Могут негативно реагировать на изменение тела в пространстве, негативно реагируют, если ноги отрываются от земли и т.д. Очень важно понимать, что ребенок не просто капризничает в таких ситуациях – ему действительно страшно.
Проприоцептивная система. Ее налаженная работа дает нам восприятие собственной позы и движения. Известный невролог Оливер Сакс описывал случаи из практики, когда нарушение проприоцептивной системы приводило к тому, что человек переставал воспринимать свои собственные конечности. Пациент смотрел на свою ногу, и не узнавал ее как свою.
Дети с нарушением проприоцепции испытывают трудности в управлении своим телом. Для них может быть непосильной задачей езда на велосипеде, или стояние на эскалаторе. Проприоцептивная дисфункция может спровоцировать задержку развития мелкой и крупной моторики, и моторного планирования. Такие дети часто «злят» своих родителей тем, что все время что-то ломают и разбивают, или тем, например, что у них очень неаккуратный почерк. Однако это связано с особенностью работы их проприоцептивной системы, а именно неспособностью определить какую силу надо приложить, чтобы взять, удержать или переместить тот или иной объект.
И что же со всем этим делать?

В норме, сенсорная интеграция развивается в ходе обычных детских занятий: бег, прыжки, качели, батуты, игры с одногодками, копание в песочнице, купание в речке и т.д., все это не только наполняет радостью детство, но и способствует развитию жизненно важных способностей, которые потом, во многом, будут определять качество жизни. Чем больше таких активностей в жизни маленького ребенка, тем выше вероятность развития сенсорного восприятия в рамках нормы.
Но если, по какой-то причине, произошли нарушения в развитии сенсорной интеграции, мы сталкиваемся с трудностями в планировании движений, саморегуляции, обучении и взаимодействии с другими. Иногда не подозревая о наличии таких трудностей на уровне работы мозга, мы с легкостью может окрестить ребенка: невнимательным, трудным, непослушным, избалованным и т.д.
Для того, чтобы помочь ребенку наша задача организовать пространство и активности, которые будут тренировать сенсорное восприятие и давать возможность формировать все более и более сложные адаптивные ответы. То есть мы должны развивать восприятие ребенка, его сферу ощущений, его вестибулярную, тактильную и проприоцептивную системы. Не всегда есть возможность дома поставить шведскую стенку или деревянную горку с батутом, но у каждого родителя найдется 10-15 минут времени, в ходе которых можно с ребенком просто поиграть в сенсорные игры.
На данный момент в сети интернет есть множество идей и примеров, что можно делать дома для развития сенсорной интеграции. Какие бы идеи вам не приглянулись, и чем бы вы не решили заняться, помните самое важное – это должны быть весело! Это должна быть игра приятная и безопасная для ребенка. Поэтому следите за реакциями, не настаивайте, если что-то не нравится. Лучше вернитесь к этому через время, когда сенсорное восприятие ребенка будет более развито. Не забывайте и о своих реакциях – дети следят за намиJ. Организуйте место для игры так, чтобы не переживать за новый ковер, светлые обои и другие элементы декора, которые могут быть измазаны, выпачканы или сломаны не самым аккуратным и умелым малышом. Дайте возможность вдоволь пачкаться и мазаться – иногда это лучшая терапия!
Что же можно сделать уже сейчас?

— начните с игр с песком, водой, ароматами. Делайте это весело и непринужденно. Ваша задача помогать, объяснять, озвучивать и отражать чувства ребенка.

— до 7-ми лет мы делаем особый акцент на развитие представлений о своем теле, а именно проприоцепция и баланс. Это значит, что качели, батуты, горки, лазалки и прочие активные виды проведения времени — самое оно для ребенка. Подойдет и обычная детская площадка и специальный батутный паркJ

— массаж, поглаживания, надавливания. можно использовать массажные щетки, коврики, различные текстуры (ткани, мех, вату и т.д.) Это позволяет ребенку получать разные тактильные ощущения, развивать тактильное восприятие.

— все возможные виды утяжелителей (как для закутывания, так и для перемещения их с места на место). Можно использовать накидки для ножек (тяжелую подушку, утяжеленное одеяло, утяжеленные игрушки). Ребенку можно предложить спрятаться под тяжелым одеялом, завернуться в него, перетащить и т.д.

— игры с различными консистенция (кисель, желе, жидкое тесто, домашний пластилин, пена для бритья, различные виды масел, косметические кремы и т.д.). Это все легко приготовить дома, это все можно радостно размазать, растоптать, измазаться. Кстати, можно предоставить ребенку для этого дела ванну и не волноваться за стены и ковры:)))

— игры с «температурами». Принесите снег с улицы (в зимнее время года)/ достаньте кубики льда из морозилки (когда снег не доступенJ). Налейте горячую и теплую воду в разные емкости. Познакомьте ребенка с понятием температура, дайте почувствовать, как меняется восприятие температурного режима после воздействия с горячим и холодным. Ну а если сделать лед цветным, или заморозить в формочках еще и какие-то камушки, фигурки, монетки… Фантазируйте!

И так далее и так далее и так далее:)

А что же делает терапевт во время занятий по сенсорной интеграции, спросите вы.

Как пишет в своей книге Джин Айрес – со стороны, неопытному наблюдателю, может показаться, что терапевт просто играет с ребенком. Но это лишь частично, правда. Терапевт следует за ребенком, предлагая ему разные виды активности. При этом, основываясь на знаниях об особенностях работы той или иной сенсорной системы, терапевт все время меняет интенсивность и сложность стимулов, помогает ребенку формировать адаптивные ответы все более и более сложных уровней. В ходе занятия терапевт помогает ребенку «насытиться» необходимым сенсорным опытом и получить новый. И конечно он создает безопасную и позитивную атмосферу, в которой, получение новых ощущений не будет страшить ребенка, а скорее будет стимулировать желание к экспериментам!

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Основные принципы Л. Береславского

  • Любое обучение должно проходить в форме игры. Нельзя перегружать малышей непосильными задачами, лишая их тем самым детства.
  • Обучение, пусть и в игровой форме, — это систематизированный процесс, поэтому необходимо, чтобы ребенок не только выполнял новые задачи, но и периодически возвращался к старым для закрепления навыков.
  • Родитель должен подходить к вопросам обучения ребенка творчески, иначе малышу станет скучно и он перестанет развиваться.
  • Учебный процесс всегда должен прерываться на подвижную деятельность, например, на активные игры на свежем воздухе.
  • Необходимо помнить, что цель обучения – это не только развитие знаний, но и развитие самостоятельности ребенка.

 

Все эти принципы и легли в основу его увлекательной и эффективной методики.

Что положено в основу методики?

Занимаясь по методике Береславского, ребенок как бы последовательно выстраивает свой интеллект: уровень мышления, которым он обладает на момент начала занятий – это фундамент, на который шаг за шагом наслаиваются новые знания.

Пример: в три года ребенок решает несколько несложных игр-задачек, связанных с кругом. Пути решения «откладываются» у него в памяти, и, когда в школе он получает более сложную задачу с кругом, мозг воспринимает ее как уже что-то знакомое, и легко с ней справляется. Ребенок решает новую задачу, а в голове тем временем закрепляется следующий, более сложный «образ». И так раз за разом, постепенно усложняя новые задачи, ребенок будет справляться с ними гораздо легче, так как в его памяти уже есть опыт работы с этим «образом».

Цель занятий:

  • формирование самостоятельного, гибкого, рационального мышления;
    своевременное активное развитие и коррекция внимания, логического и абстрактного мышления, речи, воображения, счета;
  • развитие математических способностей и навыков для успешного обучения в школе;
  • повышение интереса к процессу обучения, формирование мотивации и интеллектуальной деятельности в будущем

Отличительные признаки методики:

  • обучение можно начинать уже в возрасте полутора лет;
  • обучение рассчитано на 3-4 года;
  • во время занятий задействованы все зоны головного мозга;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • многоразовые методические пособия;
  • использование специального электронного тренажера-игры;
  • использование диагностических карт как средств контроля над процессом обучения;
  • и самое главное — развивающие игры, успешно апробированные в разных странах мира.

Описание методики

Отличительная особенность методики Береславского – подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 – не упорядоченность любых действий.

В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы. По данной методике дети могут заниматься с 1-2 лет. Одни из самых важных условий метода – комфорт и позитивность во время обучения.

Цель метода — помочь ребенку учиться легко и с удовольствием. К первому в своей жизни уроку в школе малыш должен быть готов как к процессу познания нового и интересного. „Мои дети учатся с удовольствием, их не надо заставлять, — говорит Береславский. — Рано или поздно им придется изучать физику и химию. Если они не хотят — так в школе их заставят. Но, согласитесь, это уже не то. Одно дело — тебя заставят, и совсем другое — сам хочу, могу с меньшими энергетическими и умственными затратами овладеть сложной наукой. А значит, ребенок меньше перегружен, он получает удовольствие от жизни».

Занятия индивидуальные и в диаде, 2 раза в неделю.

Все методики, использующиеся в центре, назначаются специалистами после предварительной диагностики.

Это программа создана компанией Interactive Metronome (США) для коррекции детей с СДВГ,нарушениями аутистического спектра, задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи.

Интерактивный метроном повышает мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей из окружающей среды.

Почему так важно занятие на интерактивном метрономе?

Впервые ритмичность в поведении, с точки зрения поведенческой неврологии, появляется уже на первом году жизни при сосании груди. А к 5-6 годам дети могут уже воспроизводить довольно сложные ритмические структуры. Необходимой частью нейропсихологического исследования является исследование слухо-моторных координаций. Способность прослушать и повторить ритмические узоры разной степени сложности свидетельствует о созревании и функционировании височно-лобно-префронтальных отделов коры головного мозга. Дети, которым трудно усвоить последовательность действий, чтение, письмо, также испытывают трудности в воспроизведении ритма.
Ритмичность и синхронность (организация движений во времени) тесно связаны между собой функциями мозга. Поэтому работа с интерактивным метрономом полезна для всех, кто испытывает противоречивые отношения со временем – не успевает, не рассчитывает время, не синхронизирует собственные жизненные ритмы.
В занятиях используется принцип обычного метронома. Ребёнок должен согласовывать свои действия (хлопать в ладоши или топать ногой) в соответствии с ритмичными звуковыми сигналами. Особенность интерактивного метронома заключается в том, что есть “обратная связь” – сенсорная перчатка и сенсорный коврик. Они позволяют оценить, насколько четко ребёнок справился с задачей. Кроме того в нашей современной модели метронома есть интересный для детей видео ряд, позволяющий получить обратную связь – ребенок попадает в ритм, и мультипликационная обезьянка поднимается вверх по пальме.
Инструктор составляет индивидуальную программу коррекции для каждого ребёнка.
Заниматься можно начинать с 4-5 лет.

Необходимы регулярные занятия, количество занятий в курсе зависит от индивидуальной программы каждого ребёнка, которая создаётся по результатам нейропсихологической диагностики.
В основном занятия на интерактивном метрономе интегрированы в курс нейропсихологической коррекции, однако мы практикуем и отдельное использование методики.

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен самостоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц речевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции. Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения произношения.

Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи, особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит значительного результата.

Есть следующие показания для проведения такой процедуры:

  • нечеткое произношение звуков речи;
  • заикание, имеющее невротическую природу появления;
  • нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
  • неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
  • дисграфия (сложности к овладению письмом без задержки интеллектуального развития);
  • алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без отклонений в умственном развитии);
  • нарушение голоса;
  • ускорение результативности занятий с логопедом;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • напряжение при произношении звуков;
  • ринолалия (дефект звукопроизношения, который характеризуется излишним или недостаточным резонированием в полости носа);
  • дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения слуха), возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки.

У детей, которые посещают сеансы логопедического массажа, легко увидеть значительные улучшения:

  • Приходит в норму мышечный тонус мускулов, принимающих участие в речи.
  • Увеличивается амплитуда артикуляционных движений.
  • Снижается проявление отклонений в мышцах.
  • Образуются движения, осуществляемых органами речи для произношения звуков.
  • Улучшение тех мышц аппарата речи, у которых наблюдалась недостаточная активность сокращения.
  • Снижается гиперсаливация.
  • Противопоказания к проведению массажа:

 

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • ОРЗ;
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Существуют различные виды и техники логомассажа. Массаж эффективен в структуре логопедического занятия.